Секретарь
в структуре управления
Профессия секретаря требует от человека,
избравшего ее, высокого уровня подготовленности, ряда комплекса деловых и
личностных качеств. Специфика работы секретаря заключается в том, что ему
приходится не только выполнять операции с документами, с современной
оргтехникой и работа на ПК, но и осуществлять многочисленные контакты с людьми:
руководителем, сотрудниками, посетителями, телефонными абонентами; подготовка
заседаний и совещаний и т. п. Очень важным фактором в работе секретаря
является хороший контакт с руководителем, умение выполнять работу в стиле
руководителя, оказание максимальной помощи руководителю и экономия его времени.
Эта задача подразумевает выполнение таких работ, как:
1. Работа с документами. Этот вид
деятельности включает весь комплекс работ, связанных с делопроизводством:
оформление документов, направление документов в структурные подразделения,
контроль за сроками исполнения документов, прием документов на подпись руководителю
и контроль за правильностью их оформления, организация хранения документов;
2. Работа со средствами связи.
Ведение телефонных переговоров (при отсутствии руководителя на рабочем месте
секретарь записывает фамилию и телефон звонившего абонента и, по возможности,
интересующий его вопрос), прием и отправка факсов, сообщений по электронной
почте. Секретарь обязан также следить за исправностью всех находящихся в его
ведении средств связи и немедленно вызывать ремонтные службы в случаи их
неисправности;
3. Работа с посетителями. Включает
в себя прием и помощь, как обратившихся к секретарю сотрудников предприятия,
так и помощь командированным (направление в нужное подразделение, помощь с
устройством в гостиницу). Секретарь организует прием сотрудников и других
посетителей в установленные часы приема (предварительная запись на прием к
руководителю);
4. Подготовка и проведение совещаний.
Секретарь должен проинформировать приглашенных на совещание по распоряжению
руководителя, подготовить список участников, оформить доклад руководителя. Во
время проведения совещания секретарь ведет его протокол;
5. Работа хозяйственного характера.
В обязанности секретаря входит еще и большой круг вопросов хозяйственного
характера. Это проверка качества уборки кабинета руководителя, а также
обеспечение исправности всех технических средств, находящихся в кабинете. Это
обеспечение руководителя всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Условно обязанности секретаря можно разделить
на работу по документному и бездокументному обслуживанию
руководителя. К документному обслуживаниюотносятся такие операции,
как составление, оформление, редактирование служебных документов, регистрация,
контроль исполнения, подготовка в дела и передача на хранение документов.
Остальные обязанности – выполнение технических функций по обеспечению работы
руководителя, подготовка совещаний и заседаний, прием посетителей, телефонные
переговоры, подготовка командировок, планирование своей работы – бездокументное
обслуживание руководителя.
В сложившейся практике оценки труда секретарей
выделяют основные деловые качества:
1. Профессиональные
навыки.
То есть высокий уровень базового образования, умение стенографировать, работать
на компьютере, знание основ работы с документами, хорошее знание русского и иностранного
языка.
2. Организаторские
качества.
Умение организовать свою работу и работу офиса, рациональное ведение
делопроизводства, умение организовать приемы, презентации, поездки
руководителя.
3. Ответственность
и надежность. Умение нести ответственность за задачи, поставленные
руководителем. Секретарь должен уметь работать самостоятельно, грамотно решать
вопросы по оформлению и составлению документов.
4. Инициативность. Секретарь должен
самостоятельно принимать решения в рамках своих полномочий, не дожидаясь
указаний руководителя по каждому поводу. Принятое решение не должно быть
ошибочным или преждевременным.
5. Пунктуальность
и исполнительность. Своевременное и точное исполнение поручений и документов.
Своевременная информация о встречах, переговорах, совещаниях. Недопустимы
опоздания секретаря как на работу, так и на деловые встречи, заседания,
совещания.
6. Преданность
фирме, умение хранить конфиденциальные сведения. Чувство
сопричастности ко всем делам фирмы. Направленность всей работы на процветание
фирмы. Уметь проявлять такт и осторожность с собеседником, независимо от
личного отношения к нему. Не разглашать сведения, имеющие секретный характер.
Нужно правильно хранить документы, не допуская свободного доступа к ним других
сотрудников.
7. Хорошая память. Это качество зависит
не только от личных способностей запоминания информации, но и от умения
рационального использования современной оргтехники и справочно-информационного
аппарата. Помогают секретарю в развитие памяти такие методы, как подчеркивание
ключевых слов текста, выделение главной мысли текста, запоминание путем
неоднократного повторения.
Чтобы достичь высокого уровня квалификации,
секретарь должен обладать перечисленными деловыми качествами и развивать в себе
ряд личных качеств, работая над своим характером, образованием, вкусом.
Деловые и личные качества при выполнении
определенной работы проявляются в тесном взаимодействии и дополняют друг друга.
Выделим наиболее существенные качества, необходимые секретарю.
Коммуникабельность. Умение легко
устанавливать контакты с самыми разными по характеру людьми. Уметь быстро
переключатся с одного вида деятельности на другой, правильно рассчитывать
время, особенно в период больших нагрузок.
Внешний вид. Гармоничное
сочетание привлекательности и строго элегантного стиля в одежде. Следует
помнить, что «секретарь – лицо учреждения», а лицом самого секретаря является
качество выполняемой им работы, культура рабочего места и внешнего вида.
Доброжелательность. Вежливость и
любезность. Создание психологического комфорта в офисе. Обращаясь к секретарю
за помощью, любой человек, посетитель, сотрудник или руководитель, должны быть
уверены, что все возможное будет сделано и оказано максимальное воздействие.
Любознательность. Желание повышать
свой уровень знаний, интересоваться новинками специальной литературы, осваивать
смежные области работы, расширение кругозора.
Безусловно, трудно найти человека, который мог
бы в полном объеме обладать всеми перечисленными качествами, но каждый должен
стремиться к совершенству в избранной им области деятельности.
Все функции, права, обязанности и
ответственность секретаря в определенной форме должны быть перечислены в
должностной инструкции, утвержденной директором учреждения. Важнейшая функция
секретаря – оказание максимальной помощи руководителю и экономия его времени.
Эта задача подразумевает выполнение следующихдолжностных обязанностей:
1. Работа с
документами. Это комплекс работ, связанных с делопроизводством: оформление
документов, направление их в структурные подразделения, контроль за сроками их
исполнения, прием документов на подпись руководителю и контроль за
правильностью их оформления, хранение исполненных документов.
2. Работа со
средствами связи. Прием и отправка факсов, сообщений по электронной почте.
Ведение телефонных переговоров. При отсутствии руководителя на рабочем месте
секретарь записывает фамилию и телефон звонившего абонента и, по возможности,
интересующий его вопрос. Секретарь обязан также следить за исправностью средств
связи, находящихся в его ведении, в случаи их неисправности немедленно вызывать
ремонтные службы.
3. Работа с
посетителями. Секретарь организует прием сотрудников и других посетителей в
установленные часы приема (предварительная запись на прием к руководителю).
Прием и помощь обратившимся к секретарю сотрудникам предприятия и помощь
командированным (направление в нужное подразделение, помощь с устройством в
гостиницу).
4. Подготовка и
проведение совещаний. Секретарь должен подготовить список участников совещания,
оформить доклад руководителя, проинформировать приглашенных на совещание по
распоряжению руководителя. Во время проведения совещания секретарь ведет его
протокол.
5. Работы
хозяйственного характера. В обязанности секретаря входит большой круг вопросов
хозяйственного характера: проверка качества уборки кабинета руководителя,
обеспечение исправности всех технических средств, находящихся в кабинете,
обеспечение руководителя всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Все названные качества, необходимые секретарю,
не даются человеку в готовом виде. Нужен повседневный труд ума и души,
постоянное желание самосовершенствования, ответственная и настойчивая
подготовка к работе в избранной профессии.
Секретарь может внести большой вклад в
совершенствование работы с документами предприятия, т. к. значительная
часть делопроизводственных операций выполняется на его рабочем месте. Такая
централизация позволяет проводить все операции с документами более
квалифицированно и широко применять для однотипных работ средств оргтехники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий